Главная / Бортовые записи / Места стоянок / Переход из Ямайки на Коста Рику

Переход из Ямайки на Коста Рику

19/09/2015

[:ru]О переходах всегда писать сложно, садишься за компьютер, открываешь пустой документ и начинаешь кнопать, а писать не о чем. Вроде все дни как один, ничего не происходит, а оказывается, что нужно уже заканчивать писанину, читать длиннее не будут. Но вот про переход с Ямайки на Коста Рику я попробую написать, как говориться, “в балансе”.

Переход из Jamaica на Costa Rica, птицы, гости на яхте

С Ямайки мы вышли с порта St. Antonio, что возле Blue Mountain, идти не далеко, около 35 миль и потом прямым курсом на Коста Рику. Но скажу честно, не осилил… На Ямайке есть такое странное место, Morant, на южной части острова, 7 миль на запад. Вроде и не отклоняемся от маршрута, а вроде и есть место для ночевки. Решили остановиться из за того, что ветер в морду все 35 миль, волны в морду, ветер сильный и все время меняет все направление, согласно рельефа острова. Полный день жестяка, смен галсов, мотор то работает, то выключен, ветер ползет от 40 градусов к 5, как можно яхтиться в таком режиме… и так раз в 10 минут. В 8 вечера, а именно в это время темнеет на Ямайке мы решили зайти в Morant и заночевать. Благо заходили еще было светло, хоть солнце и село. Бухта очень большая, глубины 7-10 метров, идеально, но вот не идеально то, что вместо латеральных буев торчат столбики, и очень часто их не видно, так, как отломаны в аккурат на уровне воды :) Видимо прошел ураган и все буи отломало нафиг, остались только на входе в бухту, причем только левый, напоминаю, что на Карибах зеленый. А вот правый на лоции есть, а в жизни нет. Но меня не проведешь, я знаю, что входить нужно, как будто буй есть. И действительно, на утро я увидел, что “пенек” есть :) Хорошо, что решил не срезать напрямую, через буй :) В бухте нет НИЧЕГО, совсем, диктую по буквам: Николай, Илья, Харитон, Ульяна, Яков… Ничего. Какой то несчастный пирс и возле него катер береговой охраны. Еще в 30 милях светиться Kingston. Туда мы решили не идти. С тра выходим и впереди нас ждет увлекательных 660 миль дороги, практически прямого курса на Costa Rica, что переводиться, с нашего, с испанского как, БагАтый Берег. Обстоятельства усугублялись тем, что при расчетных 150 милях в день это 4 полных дня с копейками, считаем 5, а так как у Анютки это первый длинный переход, хоть она и находила со мной уже с 10К наутикалмайлз, но длинных таких переходов у нее не было, плюс я понимаю, что рулить я буду один круглые сутки… В общем сложноватая поездка.

Переход из Jamaica на Costa Rica, карта погоды
Переход из Jamaica на Costa Rica, карта погоды, возможность грозы
Переход из Jamaica на Costa Rica, карта погоды, волны

Переход из Jamaica на Costa Rica, карта погоды, ветер

IMG_2170 IMG_2169

День первый, западло, как и второй и третий и четвертый… При выходе в открытое море, по прогнозу все выглядело очень красиво. Ветерок 10-15-20 узлов, дует бакштаг, то есть в угол кормы, достаточно быстрый курс. Дует все время пассат, то есть ветер стабильный… Течение, сначала в морду, а через треть дороги попутно, до самого места парковки. Все так было по планам… В реалии оказалось совсем не так, вернее не совсем чтобы не так, но по другому :) вот так:

Переход из Jamaica на Costa Rica, закаты в море

Ветер возле Ямайки 10 узлов, ставлю “геннакер”, для тех, кто не знает, это такой большой парус, который тянет пипец как, но до определенного ветра, потом пипец! Я понимаю, что ограничен в человеческих ресурсах, а те рессурсы, которые есть, мне жалко. Это не друзья и не команда, которых потерял, ну и х.. с ними :))) Это любимая :) Мы уже умеем ставить “Геннакер» в двоем, спасибо Мариушу, потренировались. Ставим парус так: Я в кокпите ставлю лодку на 160 к ветру, поднимаю генекер фал, в это время Анютка на юте вынимает его из мешка и поднимает, смотря, чтобы он не запутался… затем специальным фалом снимает мешок с паруса, я в свою очередь подруливаю, потому, как лодку начинает колбасить и шкотом выставляю нужные параметры. Сборка происходит в обратном порядке, в штатном режиме. Парус рассчитан на ветер TWS12knts. Ну я не сильно трусливый и рассчитываю на ветер AWS 12 knts. Проблема TWS от AWS в том, что если обосрался с рулежкой и начало разворачивать против ветра, все… Или паруса порвет или мачту сломает. Но я рулю уверенно и ошибок не допускаю, но при ветре в 12 уже сворачиваю парус, потому, как у меня команды нет, которые будут смело летать на парусе за борт, при сильном ветре, ну и которую “не жалко” :) В общем первый раз парус мы сворачивали при 13 узлах… Чехол, он же носок, ни в какую не хотел опускаться, пришлось мне бежать на нос лодки и виснуть на веревках носка. В двоем с Анютой мы одели этот носок на парус, вернули его и сложили в мешок. Сворачивали минут 10 и я решил, что таких вариантов повторять не будем…
Ветер, дует бакштаг, в корму, в ахтерштаги. Идеальный ветер, тем более, что он поднялся сначала до 15 узлов, затем до 20 и потом до 25. Я рифовался, 1 риф, второй риф, затем рифы на стакселе. Почему то все изменения ветра приходятся на глубокую ночь, сука, как же это бесит… Ты хочешь спать, а у тебя смена ветра… Поставил паруса, а х..й, опять смена ветра… С парусами разобрался, но волны. Они же идут вместе с пассатом, так же бакштаг. Когда ве паруса выставлены идеально, лодку раскачивает из стороны в сторону с амплитудой в 90 градусов… Это кошмар, приходиться менять курс, на несколько градусов, чтобы лодку не раскручивало на волнах. Чуть изменение ветра, нужно настраивать паруса, очень чувствительная конструкция к ветру и волнам, при нужном мне курсе. Ну и идем против течения. Хорошо хоть ровно в морду, а не вносит корректировки в рулежке. Дополнительную радость добавляет грозовой фронт. Висят такие черные тучки, под ними дует в другую сторону :) Или в третью или в четвертую. Как угодно.

На вторые сутки мне хотелось уже ловить людей и убивать, я начал понимать пиратов, я стал понимать, почему они такие злые и что они убивают людей не из за золота, а просто их укачало и они хотят спать, а у них опять поменялся ветер… и тут корабль… Тут и 10 грамм “йо хо хо” не поможет, ром и пиво никак… пробовал, не работает… :)

Третий день. На..бавшись с парусами я ставлю второй риф на гроте и третий на стакеселе, включаю радар и ложусь спать. Хвала изобретателям, в радаре есть возможность включить зоны безопасности и выставить их спереди сегментом или по кругу и сигналить при заходе объекта в зону. Прекрасное изобретение, если учесть, что что зоны выставлять можно руками. Ставишь 8 nM и смело ложишься спать. Один минус, много батарей жрет. Но у меня баланс более — менее выдержан. Лодка идет без подзарядки, вернее с солнечными панелями днем и ночью с водным генератором Watt and Sea и на третий день, под вечер, от батарей остается 70 процентов. Но если увеличить нагрузку на батарею, то можно и высадить 50 процентов. В этом случае запускаешь мотор и заряжаешь несколько часов или днем, в самую жару, становишься и рулишь часа два. В это время автопилот не работает и батареи заряжаются до 100 процентов. Вот оно решение, и не скучно и с пользой.
Под вечер я понял, что спать не буду еще один день, вернее еще одну ночь. Ветер начал меняться, то слева, сто справа и в конце концов сполз ровно в фордевинд. Особенность ветра в том, что нужно ставить паруса бабочкой, но волны идут в бакштаг, следовательно ни о какой бабочке речи быть не может есть только… не поставить спинакер-гик на стаксель и поставить завал-таль на грот, но не простой, а из шватртового и примотать его к утке так, чтобы потом “сварочкой примастырить” :))) Нужно сделать все надежно, и это в три часа ночи. В итоге минус кожа на пальцах, но все работает.

Ой забыл сказать, что днем к нам прилетели ласточки. В середине моря… Сначала одна, потом еще одна и в конце концов их было 10 штук. Я понимал, что яхте настанет “кырдык”, засрут, но это же ласточки и они устали. Зверье расселось на леерах, под парусом, почему то он их не пугал, хоть и хлопал, практически перед мордочками. Они не боялись, иногда вылетали в море и делали пролет, видимо за мошками, возвращались назад. Сначала вели себя аккуратно и сидели на леерах, спереди, где парус. А через пару часов у нас был зверинец. Они нас не боялись, ходили по всей лодке, сидели на парусах, на тузике, леерах по всей лодке. Некоторые садились к нам на руки. Они с нами были почти полные сутки и когда, до берега осталось совсем немного, покинули нас. Но к этом времени мы их уже держали в руках, они сами садились, пили воду из рук и не улетали. Их можно было уже брать и садить на палец, и они совершенно не хотели слазить с рук. Их сбрасываешь, а они крылышками машут и карабкаются по руке… Но не слазят.

Переход из Jamaica на Costa Rica, птицы, гости на яхте
Переход из Jamaica на Costa Rica, птицы, гости на лодке

Ночью выключили ветер, совсем. Сначала он он колебался от -30/+30, потом -90/+90 и потом пропал. Последние стуки мы дошли на моторе.

_MG_0234

Из неприятных моментов. Напоминаю, что территориальные воды страны это 20 миль. Остается 40 миль до берега. вдалеке появляется какой то катер, похож на рыбацкий, лодка но с мощными моторами, летит так, прыгая на волнах, очень быстро, узлов 25. В не стоит несколько человек в капюшонах и банданах. Едут явно на нас… Они проезжая ближе, сбрасывают скорость и делают небольшую петлю, машут нам руками и уходят по своим делам. Они просто смотрели, кто в лодке, любопытные рыбаки млять. Оружия у меня на лодке нет, европейский сейлинг, привычки… К тому моменту, как мы вошли в территориальные воды, таких встреч у меня было 5. Я понимаю, что Коста Рика нормальная страна и проблем быть не должно, рыбаки едут по своим делам или туристов катают, а тут парусник. Красиво. Почему не подъехать и не посмотреть и руками не помахать. А у меня полные штаны говна. Обычно рыбаки ловят рыбу в территориальных водах, а когда корабли большие могут и выходить подальше. Но когда в 40 милях от берега встречаешь рыбаков на маленькой лодке с большими моторами… Хочется взять в руки что-то типа АК47 и пальнуть очередью в воздух, а потом думать, что от меня нужно … В Панаме куплю…

В итоге 110 часов и 662 мили и мы вошли в акваторию города Lemon, что на Коста Рикщине. Далее читайте статью о Costa Rica.[:]